Тимур Асланов: Ты произнес фразу: «Мальчик или девочка – не имеет значения». Все-таки PR – женская профессия, по-твоему, или нет? Вот мы проводим в год пять общероссийских конференций по связям с общественностью. Среди участников представителей мужского пола на них процентов 20 максимум. Я активно провожу тренинги по PR, как ты знаешь. Много езжу по стране, и на моих тренингах картина такая же.
Олег Тарасов: Прекрасно понимаю, почему так складывается. Наверное, потому что у нас традиционно всегда считалось, что гуманитарные науки – это не мужские профессии. Гуманитарные – мы берем не с исторической точки зрения, а с современной. Человек-филолог, мужчина-филолог – это бездельник. Традиционно так всегда было. Тем более, в советское время. Поэтому как-то сложилось. В педагогическом институте, если зайдешь, то же самое, подавляющее большинство будет девушек. На филфак любой, пожалуйста.
Если говорить о профессии, то я не думаю, что это имеет какое-то гендерное различие в качестве профессионала. Потому что у меня есть замечательные примеры, когда действительно мужчина великолепен. Или женщина. И обратные примеры есть. Это не зависит от гендерной принадлежности, это зависит от степени профессионализма и желания чего-то достичь.
Тимур Асланов: Как-то на руководящих постах мужчин больше встречается, а именно вот текущая работа…
Олег Тарасов: Из шести человек у меня в департаменте два было, я и еще один, и пресс-секретарь. Все остальные девушки. Если говорить о регионах, то в регионах у меня один мальчик.
Тимур Асланов: Статистику поддерживает. Я тоже пытаюсь постоянно на эту тему размышлять, очень много рутины, на мой взгляд, в работе пиарщика. Женщины больше склонны к рутине. Может быть, я не прав, но как-то мужчинам сложнее усидеть на месте и делать какую-то однообразную работу.
Олег Тарасов: Тимур, рутины, да, много просто в профессии. Когда мы говорим о крупной компании, рутина увеличивается в три раза минимум. Ее действительно очень много. Это и документооборот, и все подряд. То есть то, что должно упростить нам жизнь, оно действительно упрощает, но времени жрет, мама, не горюй!
Мужчина, женщина – рутины больше… Да нет, все зависит от мотивации. Если он хочет, он будет и рутиной заниматься, и не рутиной, творчеством, чем угодно. Если он хочет, и он достаточно мотивирован на это. Если нет, то будь он там педант из педантов, он все равно не будет этим заниматься. Главное – мотивация.
Тимур Асланов: Ты говорил про KPI. Насколько я знаю, у вас очень серьезно поставлена вообще работа по оценке эффективности PR, это на мой вопрос для всех пиарщиков, потому что не всегда и не все можно померить. Есть хорошая фраза. «То, что можно измерить, это не всегда важно. А то, что важно, не всегда можно измерить». Расскажи, у вас как эта система строится.
Олег Тарасов: Во-первых, мы отталкиваемся от того, берем за постулат то, что PR – это необходимо, и PR – это важно. И все понимаем, что он приносит в компанию. В компании нет мнения: «А, ну это просто расходный департамент, непонятно, чем занимается».
Тимур Асланов: Если можно, я тебя на этом месте прерву, я тоже проводил в одной из крупных достаточно компаний тренинг некоторое время назад, и пришел один из руководителей на тренинг, и он сказал: «Все, конечно, здорово, Вы тут про репутацию рассказываете, но мы крупная компания, у нас госпакет. И что бы ни было, мы все равно будем работать, никуда наши клиенты не денутся. У нас крупные корпоративные клиенты. Что там написали эти журналисты, что там написали эти блогеры, по большому счету, ничего в нашей жизни не меняется. Я не понимаю, зачем PR». Вот ты как отвечаешь, если руководитель, например, задает тебе такой вопрос?
Олег Тарасов: Очень просто. «Вы смотрите на ситуацию сейчас, в данный момент времени, сколько у нас, 10:44. Вот сейчас это так. Если вы не будете о себе говорить, вы не будете показывать, куда вы двигаетесь, не будете делиться с миром и со своими абонентами, потенциальными, прежде всего, абонентами, что вы хотите, это будут делать другие. И вы либо останетесь на этом месте, на 10:44, либо откатитесь вниз». Вот и все. Думать надо всегда на перспективу. Действительно хороший бизнес, когда он думает на 5-6 шагов вперед, 2-3, на сколько-то вперед, на некий горизонт.
Кто может лучшие давать заделы на будущее, чем PR, я думаю, просто инструментов не придумано. Маркетинг – это, опять же, сейчас, это больше продажи, позиционирование продукта компании, но продажи. Это деньги. PR – это про любовь. Тут как ни крути! И в этой ситуации, если человек не понимает, для чего нужен пиарщик, смотрим и делаем выводы. Примеров полно. Мой любимый пример, что такое PR для крупной компании, мировой компании – это Coca-Cola. Не секрет, что ее материальные активы составляют 20% всей стоимости этого бренда, все остальное – это нематериальное. Что такое нематериальные активы? Это PR.
Тимур Асланов: Это репутация.
Олег Тарасов: Это репутация. 80% стоимости Coca-Cola составляет PR. Если товарищ, который говорит, что у него и госпакет, и у него все хорошо, вот, пожалуйста, пример. Хорошо сейчас, а завтра? А послезавтра?
Тимур Асланов: Возвращаемся к KPI.
Олег Тарасов: Да. KPI, мы держим за постулат то, что все знают, понимают и осознают, для чего нужен PR, и чем он занимается. Мы сделали упор на два таких, наверное, основных момента. Первый момент – это количество нашего присутствия в информационном поле. Первый – количество. Мы меряем это разными способами, каждый макрорегиональный филиал определяет для себя, какими способами это будет мерить. Мы в центре у себя меряем по количеству выпущенных пресс-секретарем информационных сообщений и по количеству выходов в СМИ.
Ясно, что один пресс-релиз или любое другое сообщение может быть в 5-6 СМИ, а может в 25. И мы вот это все сравниваем. Есть четкое понимание, что есть собственные пресс-релизы, которые пресс-секретарь сам пишет, есть пресс-релизы, которые спускаемые с уровня макрорегионального филиала, есть пресс-релизы, которые спускаются с уровня корпоративного центра.
Стоит достаточно жесткая задача. Мы делаем им такую таргетированную локализацию под конкретный регион. То есть просто сказать, что в «Ростелекоме» вот так вот, это никому неинтересно. А вот сказать, что в «Ростелекоме» вот так вот, а у меня вот здесь, вот в моей деревушке вот так и вот так, это интересно, это будут читать люди. Это пойдет бесплатно, начнем с этого. Поэтому, да, мы это делаем и локализуем. Это одна форма.
Затем мы берем соотношение от количества СМИ, которые вообще есть в регионе, с которыми работает пресс-секретарь, и которые публикуют его. Понятно, что это три разные цифры. И в общей сложности, мы выводим некий коэффициент того, как количественно пресс-секретарь отработал в конкретный период времени.
Помимо этого есть качественные параметры. То есть мы меряем по проникновению ключевых сообщений в каждый текст. Мы меряем, смотрим его направленность. Это продуктовый PR, это социальная какая-то политика компании, это корпоративные новости, это благотворительность, что угодно. То есть это тоже меряется.
После этого есть инструменты, которые корпоративный центр использует для замера самого качества работы с текстом. Как текст конкретный, опять же, привлекаются сторонние компании, которые могут, почитав текст, сказать, хорошо ли он написан. С точки зрения русского языка, логики повествования, маркетинговых моментов, если он продуктовый, не продуктовый, насколько он соответствует. Мы померили, что да, но настолько соответствует. Это второе.
И третий момент, который также замеряется у нас, это взаимодействие со СМИ, с журналистами. Это делается уже традиционными способами опросов.
Тимур Асланов: А как-то учитывается коэффициент сложности региона? Или все они примерно одинаковы?
Олег Тарасов: Чем сложнее регион, тем интереснее там работать.
Тимур Асланов: А из чего складывается сложность региона для вас?
Олег Тарасов: Для «Ростелекома»?
Тимур Асланов: Да. Отношения с местной властью?
Олег Тарасов: Ну, у нас нормальные взаимоотношения с местной властью. Нет, они действительно выстраиваются, они рабочие, они – бизнес-взаимоотношения. Нельзя сказать, что мы используем какие-то административные ресурсы. Нет, такого мы никогда не делали и делать не будем. Это неправильно. Это открытая нормальная конкурентная борьба в каждом конкретном регионе. Другое дело, что у компании именно из-за того, что она большая и мощная, и в каждом субъекте федерации есть возможность отпилотировать что-то, испытать, попробовать в двух-трех, собрать всю базу знаний некую по конкретным проектам и сформировать именно единственно верное решение – это наше преимущество.
Учитывая объемы и учитывая все остальное, мы можем действительно опережать и выигрывать за счет этого. Нет, наверное, нет такого понятия как сложный регион. Сложный регион там, где мы не оказались лидером по охвату. Да, это сложно, когда много конкурентов, сложно. Но это интересно. Нельзя сказать: «Ой, сложный регион». Нет, это интересно, это вызов, это другая история. Это вызов, который позволяет тебе реализоваться в профессии и принести пользу компании.