Тимур Асланов: Возвращаясь к PR-инструментам: есть классические, всем известные, сейчас появляется много инновационных – что выбрать, на что сделать ставку, к чему присмотреться?
Ирина Волина: Мне кажется, что все должно исходить из целевой аудитории. А целевая аудитория у нас должна исходить из продукта. Потому что когда мы входили в «Уралсиб», начинали маркетинговую историю продвижения, у нас была масса светлых идей. «А давайте мы продвинемся… А давайте мы в Instagramпродвинемся! А давайте мы будем продвигаться в Telegram-канале!» Ну, Telegram-канала еще тогда не было. В общем, в каких-то таких неклассических каналах продвижения.
Я только за! Мне тоже хочется чем-нибудь ходить и хвастаться. Мне тоже хочется рассказывать про какие-то очень красивые инновационные проекты. Но есть одна проблема: у нас нет ни продукта, ни сервиса, которые мы были бы готовы для этой целевой аудитории предложить. Потому что все-таки у нас целевая аудитория – это «35+», региональная. Она не очень «инстаграмная». Я вижу красивые проекты «Альфа-банка», завидую белой завистью. Красивые девушки продвигают карты в красивом Instagram. Конечно, мне тоже хочется, но пока не могу. Поэтому пока остаюсь в классических инструментах. Мне кажется, что все-таки, в первую очередь, должна быть какая-то твердая оценка того, что ты делаешь, и такая же реалистичная оценка отдачи того, что ты делаешь.
Потому что потратить деньги акционера – это милое дело. Я деньги умею тратить как никто! Честное слово даю! Но воздержусь в данном случае, потому что боюсь, что обратно можно их продажами не отбить.
Тимур Асланов: Говоря о классических PR-инструментах, какие, на ваш взгляд, умирают на сегодняшний день? Есть те, которые уже пора выбросить на помойку?
Ирина Волина: Вы знаете, Тимур, мне кажется, что с блоками история всегда была очень такая, для меня не до конца понятная, мне кажется, что умирают блоки на размещение информации в СМИ. Они и раньше были весьма сомнительным инструментом. У нас был кейс, когда две компании боролись за горно-обогатительный комбинат, мы были со стороны тех, кто комбинат банкротил. Против нас играло одно известное агентство. Вот писали мы друг про друга гадости всякие, писали-писали, потом решили, что мы будем ставить блоки. Ставили эти блоки, ставили, перебивали друг у друга блоки и снова ставили. И в результате мы оказались в ситуации, когда ни мы, ни они уже ни в каком приличном СМИ более-менее хотя бы разместиться не можем.
И встал вопрос: что делать? Вот что сделала сторона, которая играла против нас. У них, видимо, были выкуплены рекламные полосы. Теперь представьте себе, на полполосы в «Коммерсантъ», на минуточку, у тебя выходит баннер, на котором стоит человек с автоматом. И там написано: «Не дадим обанкротить такой-то ГОК». Ну еще там всякие гадости про нас, слегка и мелким-мелким шрифтом. Ну, вот Вы знаете, вот нас сделали так красиво, ну так красиво, что просто аплодирую стоя. До сих пор помню, как это было.
Поэтому есть, конечно, наверное, ситуации, когда, может быть, можно попробовать ставить блоки. Потому что у нас тоже была ситуация, когда мы ставили блок, это была единственная запись в единственной узкоспецифической программе типа «Дорожный патруль», что-то из этой серии. Понятно, что там был один человек, с которым нужно было договориться. Тогда, да! Но это все-таки крайние, редко встречающиеся истории. И это, наверное, не столько корпоративные, сколько частные клиенты. Поэтому мы блоки не ставим.
У нас есть договоренности определенные. Потому что я знаю, что до нас блоки были. И когда мы пришли, я сказала: «Вы знаете, вот было вот так, вы понимаете, что если мы не будем также продолжать, будет то-то, то-то и то-то». На что все пожали плечами и сказали: «Слушай, ну пусть будет. Не стоит оно того». И так мы в этом и живем. Хотя, конечно, никогда не говори «никогда».
Тимур Асланов: Я много езжу по регионам с семинарами, с тренингами, периодически подходят участники и говорят: «Вот есть оппозиционные СМИ, они нас «мочат», типа надо дать денег, тогда будет блок, и они не будут мочить. Давать или не давать? Что же делать?» Вот до сих пор вот эта тема актуальна. Давать или не давать все-таки?
Ирина Волина: Ну, у них история немножко другая. Здесь надо, в общем, смотреть, чье СМИ, оно может взять денег и продолжить всю ту же историю.
Тимур Асланов: Я то же самое говорю.
Ирина Волина: Да-да-да! Слушайте, это классическая история, когда денег взяли и тут же написали. Это абсолютнейшая норма, к ней надо быть готовым.
Тимур Асланов: Если продолжать разговор про устаревшие инструменты, очень много разговоров всегда о том, умер пресс-релиз, не умер пресс-релиз, жив ли он. Или пресс-конференция, насколько это живой еще жанр, насколько этот инструмент действительно эффективен?
Ирина Волина: Я ничего вам не могу сказать об этом пациенте. Как там у него с его жизненными показателями, не знаю. Мы используем, цитируемость дает. Мы, в принципе, без затрат на PRпо данным «Медиалогии» входим в ТОП-15 по банкам по упоминаемости. Делаем мы это, в общем-то, добрыми старыми пресс-релизами. Стыдно признаться, что я такая олдскульная, но вот так оно есть.
У нас также, собственно говоря, упоминаемость… Я не знаю, насколько это значимый для PRпоказатель, это другой вопрос, здесь, конечно, да, у меня тоже есть вопрос к этому показателю. Но, тем не менее, он в природе существует. Если тебе он нужен, то пресс-релизы тебе его дадут. Ну а там дальше пиарщик уже сам решает, писать эти пресс-релизы, не писать ему эти пресс-релизы, нужны они ему или нет. Я не знаю, как у них там со средней температурой по больнице… Кстати, что они умирают, я слышу всю свою жизнь. Вот я пришла, она уже были практически на последнем издыхании. Но все пока как-то чувствуют себя… Знаете, это называется, если больной хочет жить, то медицина здесь бессильна.
Тимур Асланов: Если перейти к новым инструментам, вот Telegram, который последний год особенно актуален, насколько используете его в работе? В связи с блокировкамикоторые идут, насколько Вы планируете дальше каким-то образом с ним работать?
Ирина Волина: С Telegramэто чудесная совершенно история. Я просто наблюдала, как с каждым анонсом Роскомнадзора, что он будет блокировать Telegram, в него приходили новые пользователи. Новые, новые и новые. Причем, когда был последний анонс, пришли просто, такое ощущение, что все. И не все были готовы к тому, что они там увидят. Потому что это все-таки совершенно отдельное СМИ, в силу своей анонимности оно, естественно, имеет больше возможностей. Оно гораздо смелее. Потому что чем автор анонимнее, тем он смелее. Это тоже закон, от которого никуда не уйдешь.
Вот скажите, Тимур, если бы Роскомнадзор не проанонсировал отключение, как вы думаете, меньше бы у него было негатива? Вот у меня полное ощущение, даже если бы он не проанонсировал, выключил бы всю Россию, выключил бы весь Интернет, и даже МГУ бы погас, как в той рекламе, то, в принципе, это прошло бы гораздо легче и безболезненнее для компании, наверное.
Тимур Асланов: Многие люди включились, да, в эту историю.
Ирина Волина: Да, конечно!
Тимур Асланов: Люди видят, что у них что-то отнимают, они этим даже не пользовались, но раз отнимают…
Ирина Волина: Надо же быстро посмотреть, что это такое, что-то отнимают. Но после этого, я не знаю, как у вас, у меня Telegram работает прекрасно.
Тимур Асланов: У меня с перебоями.
Ирина Волина: Не знаю, не знаю. У меня просто во всех точках города Москвы прекрасно работает! Хотя мы уже решили, что надо ставить VPN-ки, и с агентством, которое нам мониторит, уже начали обсуждать, что, наверное, нам нужно как-то договор переписать, мы же, наверное, не можем теперь его мониторить. И начали уже ломать голову, как же нам вот это все сделать. Слушайте, мы подготовились, а Telegramработает. Как работал, так и работает.
Я очень любила Telegramс того периода, когда он набирал целевую аудиторию. Я вообще, конечно, преклоняюсь перед людьми, которые ведут каналы, мне кажется, это такой труд, просто безумный! Особенно когда они набирали аудиторию, когда цена поста была 15-30-50 тысяч за пост, я понимала, что они, в общем-то, не получают отдачу… Они вкладывают столько, что невозможно окупить стоимость этих постов. И действительно это был очень интересный контент.
Сейчас у меня такое ощущение, тоже, опять-таки, в преддверии блокировки люди, естественно, хотят получить свое. Они стали монетизировать, ну, многие каналы, я не говорю, что все. Есть каналы, которые как остались с хорошим контентом и с хорошим качеством, так они и есть, ничего в них не поменялось. Но есть каналы, которые, конечно, что называется, на хайпе. При этом, стоимость 150-200 тысяч за пост, на мой взгляд, они себя переоценивают. Я могу по нашему примеру, в какой-то момент про нас начали писать в Telegram. Причем, ну совсем что-то нехорошее. В первый раз народ среагировал. «О нас пишут в Telegram» - с ужасом и восхищением сказали мои коллеги. Второй раз сказали: «О, ужас! О нас пишут в Telegram». Ужас, но не ужас-ужас-ужас. На третий раз реакции уже практически не было, все привыкли, что в Telegramвремя от времени пишут что-то такое, не совсем соответствующее действительности, где упоминают банк. И, в принципе, история на этом закончилась. Да, она потребовала определенных усилий из серии дважды выступить на утренней конференции. «Вот отчеты, вот написанное. Не стыкуется». – «Да, действительно не стыкуется».
«Клиенты звонят?» - «Да, интересуются». – «А что спрашивают?» - «Они не спрашивают, они говорят: «А про вас Telegramпишет». – «Всё?» - «Всё». Собственно говоря, проблема на этом закрылась. Поэтому я очень рада, что Telegramне отключили на самом деле, мне очень интересно его читать.
Тимур Асланов: В банковской сфере PR, которым занимается банк, часто это продуктовый PR, нужно продвигать продукт, нужно рассказывать о новых проектах. А СМИ, как правило, в ответ требует денег. Что сделать пиарщику для того, чтобы про его компанию написали и не взяли за это денег, в той части, которая не касается рекламы проектов?
Ирина Волина: Ну, правильно требуют. Тимур, ну мы же банк. Раз мы банк, значит, у нас есть деньги. Это же логично все совершенно. Поэтому, естественно, их и требуют. Я обычно взвешиваю, классическая совершенно история, вложения и прибыль. Если прибыль у меня вызывает сомнения от того или иного мероприятия, то я этого просто не делаю. Что касается СМИ, мы уже давно не работаем по бюджетам. У нас есть какие-то минимальные, совершенно точечные проекты по договору. Потому что, на мой взгляд, необходимости в том, чтобы вкладывать деньги в PR, наверное, нет. В нашей конкретной ситуации лучше вложить в рекламу. По крайней мере, то, что мы сейчас видим по отдаче, отдача понятная, она просчитываемая. Пока мы не ошибались. И здесь, по крайней мере, я совершенно точно могу ответить на вопрос, а почему я так сделала. Вот вложения, вот прибыль. Поэтому мы стараемся не вкладывать в PR.
Не то, что мы стараемся, мы как-то просто не работаем так. За исключением крайне редких случаев, они есть, безусловно, нет правил без исключений. Они присутствуют, но не более того. Крайне редко.
Тимур Асланов: А схему PR-бонусов используете? То есть когда вы платите рекламный бюджет, в издание и проговариваете, что определенное количество каких-то инфоповодов ваших должно зайти бесплатно?
Ирина Волина: В регионах, на самом деле в регионах, да, у нас есть такая история. Но мы все равно платим за рекламу. Здесь уже из серии «грех отказаться». Ну, если они сами идут к нам в руки, грех отказываться.