Тимур Асланов: Какие инструменты в работе пиарщика наиболее актуальны на сегодняшний день, на Ваш взгляд?
София Шайдуллина: Мое любимое – это все, что касается коммуникаций со СМИ, формирование пула. Поэтому все в плоскости коммуникаций. Технические инструменты или..?
Тимур Асланов: PR-инструменты.
София Шайдуллина: Мне кажется, важно просто понимать, у каждого будет свой метод. У меня все, что касается СМИ. В той же благотворительности у ряда коллег, которых я больше всего люблю, кто-то лучше делает событийные вещи, кто-то лучше делает соцсети. Каждый должен выбирать. Я вообще не скажу, что…
Тимур Асланов: Пресс-релиз жив, на Ваш взгляд?
София Шайдуллина: Я не использую пресс-релизы, я точечно работаю с журналистами.
Тимур Асланов: Выстраивать отношения?
София Шайдуллина: Да-да-да.
Тимур Асланов: Как? Вы скажите, как выстроить отношения с журналистами так, чтобы ваши истории заходили? В чем секрет?
София Шайдуллина: У меня почти все авторы, которые писали уже о моих проектах, приходят на следующий. Дружить с ними нужно. У меня это отлично получается. У меня друзей-пиарщиков мало, у меня все журналисты.
Тимур Асланов: Как дружить с журналистами? Научите.
София Шайдуллина: Ну, мне повезло. Им почти всегда интересна моя сфера работы, потому что при этом со мной и пошутить можно, в общем, о чем угодно. Я пиарщиком детского хосписа была. Уже здесь начинается, здесь курят, отдыхают, в общем.
Тимур Асланов: Кстати, тема-то для шуток такая, в общем…
София Шайдуллина: Слушайте, нет, я считаю, что смеяться можно над всем. Я совершенно тут… Со мной как-то можно использовать их такой профессиональный юмор. И при этом все-таки они, наверное, с уважением относятся к деятельности организации, поэтому им и отказывать иногда как-то неловко. Все-таки детский хоспис. Вот так.
Тимур Асланов: Какие, на Ваш взгляд, основные тенденции сейчас в PR в сфере благотворительности?
София Шайдуллина: Очень хочется, чтобы мы все перестали плакать и рассказывать читателям чернуху. Честно! Потому что, с одной стороны, разумеется, и это был мой главный опыт в детском хосписе, если мы делаем сюжет, где на минуту, мы миллион раз показали реанимацию, трубки и слезы мамы, мы можем даже ребенка два кадра с глазками сделать, и совершенно зрителю неинтересна история, как вообще его деньги, конкретно как помогут, ничего не важно, потому что он увидел трубки и глазки.
С другой стороны, мы делаем, например, сюжет про детский лагерь детского хосписа, который просто рвал мозги всем журналистам, которых я туда привозила, потому что сначала они видели, как мы там на грузовике подвозим все эти, собственно, трубки и оборудование к какому-нибудь отелю, в Москве был лагерь, потом, значит, они видят, как семьи, вот девочка, старшая сестра нашего подопечного в 15 лет сама меняет ребенку гастростомные трубки, через которые ребенок ест, и они там все сидят.
Мы делаем очень глубокий сюжет, при этом не длинный, все в рамках, все отлично. И рассказываем, что вот людям, которым, вообще-то, уже сказали, что вам скоро помирать, удается проводить время с семьей с таким разнообразным досугом в красивом отеле и хорошо жить, мы не соберем ту сумму, которую попросили, никогда. И это, с одной стороны. И все это понимают.
Довольно тяжело иногда бывает с руководством, которому нужны постоянные пожертвования, они хотят продолжать вот эту волну. С другой стороны, мы понимаем, что потом мы делаем что-то чуть-чуть посерьезнее или выходим на какую-то площадку, где благотворительного проекта нет, и у нас просто зритель уходит с первых двух минут, потому что именно сегодня он не готов смотреть так много смерти и так много страданий.
И мы совершенно не можем продвигать системную деятельность организации. Вот, например, сейчас я занимаюсь людьми с ментальными нарушениями, они не умирают, только помощь им нужна всю жизнь. Как про это рассказывать? Непонятно.
И очень хочется, чтобы мы все больше работали с КСО, придумывали какие-нибудь проекты, как я сегодня упоминала «Общий город», направленные на инклюзию, на взаимодействие с городом, с теми людьми, которые не болеют. И очень хочется уходить туда. Но пока удается сложно. И общество не готово. И мы привыкли все с коллегами работать по заданной схеме, особенно если у тебя есть KPI на пожертвования. И руководство как-то не до конца понимает.
Главное – нужно все-таки делать светлый контент идеологический 100%. Потому что иначе не закончатся все эти идеологические проблемы. Дискриминация инвалидов в общественных местах, просто страшная стигматизация людей с психическими нарушениями, боязнь говорить про смерть. Ладно, смеяться! Вообще, слово «смерть» сказать или большими буквами написать. Продолжить стигматизацию, я не знаю, у меня болела мама онкологией не так давно, я поразилась, что в наших с ней кругах она еще умудрилась столкнуться: «У нас сегодня же такой ужин, ты шапочку не могла надеть?» Я прям взбеленилась. Если мы не будем этим заниматься, а будем только рассказывать, что вот это действительно люди, которые страдают, они же страдают, а мы-то не хотим страдать, вот так все и продолжится. Поэтому выхода нет, надо брать себя в руки и производить, идти на светлую сторону.
Тимур Асланов: Вы этим занимаетесь каждый в одиночку, или есть какое-то объединение подобных организаций, и как-то вы пытаетесь совместно решить эту проблему?
София Шайдуллина: Да, есть у нас Ассоциация фондов «Все вместе», которая объединяет все маленькие фонды. Там есть общая рассылка, у нас есть любимая группа в Facebook, разумеется, «благотворительная курилка». Есть какое-то взаимодействие, обычно в стране стоят крупные благотворительные фонды, я в одном из них работала. Это «Русфонд», это старейший благотворительный фонд в России и первый по пожертвованиям. Вот «Русфонд», «Подари жизнь», «Линия жизни» - они могут стоять несколько отдельно, но в серьезных вопросах, когда, например, нам всем нужно отбивать какой-то законопроект очередной ужасный, мы все встаем, общаемся и идем.
Да, тут нам, кстати, повезло. У нас, конечно, нет такой жесткой конкуренции, пока все друг друга любим и друг другу помогаем. Конкурировать можем за хороших авторов и СМИ так, чуть-чуть.
Тимур Асланов: И за пожертвования.
София Шайдуллина: Да-да-да, чуть-чуть. Ну, за пожертвования, у нас пока таких каких-то мощных профессиональных организаций не так много, чтобы в рамках одной категории подопечных сильно делить. У меня таких центров как «Пространство общения», ну их там, хорошо, пять. Мы пока как-то справляемся без дележки, к счастью. Хоть здесь нет проблемы.
Тимур Асланов: Ну, а для сбора пожертвований какой самый эффективный инструмент?
София Шайдуллина: Телевизор.
Тимур Асланов: Телевизор.
София Шайдуллина: Ответ один – телевизор.
Тимур Асланов: И как туда попасть при этом? Показывать то, что вы не хотите показывать?
София Шайдуллина: Да, это первое. Вообще, варианта два. Это заход через высокое руководство, это делают крупные фонды. Конечно, ГТРК и «Первый канал» уже давно одному фонду помогают. Так и будет. Остальные телеканалы, есть заход снизу тоже, я делала это с телеканалом «Лайф». Год существовал у нас проект для детского хосписа. Это был абсолютный заход снизу, то есть мы заинтересовали двух журналистов, они дальше редактора. И потом уже пришли. И все.
А насчет показывать… Вот когда мы делали проект, мы, конечно, показали все, что хотели. У нас были сюжеты и про лагерь, и про няню, и про поездку в Париж, по-моему. Очень-очень много всего радостного. Просто чередовали с сюжетами про «спасти ребенка из реанимации», потому что человеку хочется спасти. Вот ему кажется, что, раз, и он спас. Ну, это же ребенок, который все равно остается жить на аппарате. Во-первых, поддержка ему нужна будет постоянно, про него будет, вероятно, еще не одна публикация. Вот это немножко расстраивает, что люди хотят помогать только в критической ситуации, а как-то строить взаимосвязи пока не хотят.
Да, это телевизор – первое место по пожертвованиям 100%. И вот сейчас я мучаюсь с центром «Пространство общения», ищу нам телевизор.