Тимур Асланов и Дарья Чудная

Дарья Чудная: «Космос – это про всё и для всех!»

Это интервью с удивительным человеком, влюбленным в свое дело, яркой эмоциональной девушкой, с руководителем отдела пиара и маркетинга Музея космонавтики Дарьей Чудной. Она может работать несколько недель без выходных, потому что ей самой очень интересно, может прервать съемку, чтобы подобрать в выставочном зале брошенную кем-то бумажку, и за пять минут разговора может влюбить собеседника в музей, в людей и в космос.
Тимур Асланов: При слове «музей» многим представляются пыльные залы, скучающие там бабульки, которые охраняют экспонаты, и в лучшем случае китайские туристы. А что на самом деле происходит в вашем музее?

Дарья Чудная:
Я бы разделила ответ на две части. Во-первых, хочу сказать про скуку, точнее, про её отсутствие. Почему у нас нет скучающих людей, пыльных экспонатов и всего остального? Как это понять? Всё очень просто. Вы можете остановить любого сотрудника нашего музея, взять его за руку и посмотреть ему в глаза. И вы увидите такую увлеченность работой, такой, я не побоюсь этого слова, кайф от работы, что вопрос о застое музейного дела тотчас же отпадает сам собой. Я работаю пять лет, и я абсолютно заряжена тем, чем занимаюсь, как и вся команда музея. Наши сотрудники получают удовольствие от каждого дня, который они проводят на работе. Это очень важно, потому что всё это передается, в конечном счете, нашим посетителям. Я много раз видела, какими гости выходят от нас: одухотворенными и гордыми, во-первых, собой ( потому что у них появляется огромное количество новых интересных знаний, опыта), и во-вторых, а может быть, кстати, это «во-первых» – своей страной.
Самое приятное, когда ты идешь по экспозиции (если это не понедельник, потому что понедельник единственный день, когда музей для посетителей закрыт), а вокруг жизнь: уроки в музее, экскурсии, индивидуальные экскурсии для посетителей, группы с аудиогидами, люди которые что-то записывают, конспектируют. Очень часто к нам приходят рисовать студенты художественных вузов.

Тимур Асланов:Чем же так интересен ваш музей?

Дарья Чудная: Тем, что мы «нога в ногу» идём вместе с историей развития космонавтики. Развивается космонавтика, происходят новые события – появляются новые артефакты и в нашем музее. И это тоже ответ на вопрос о законсервированности и скуке. У нас просто этого не может быть, потому что мы показываем, как мир развивается «здесь и сейчас».
Музей космонавтики сейчас входит в тройку самых посещаемых музеев, подведомственных департаменту культуры Москвы. И чаще всего мы занимаем первое место. В 2017 году у нас было 580 000 посетителей, в конце прошлого года мы уже шли с увеличением на 14-15 процентов.

Наша основная задача – это принятие каждого посетителя любым из наших сотрудником. И директор, и заместитель директора всегда говорят, что если человек подошёл к администраторам и сказал, что у него есть вопрос, например, к заместителю директора по науке, его никогда не развернут и он получит то, зачем пришёл. Обязательно состоится необходимая встреча, человек задаст вопрос и уйдет абсолютно удовлетворенным. Мы открыты каждому, кто к нам приходит, мы стараемся сделать посещение музея максимально комфортным и интересным для каждого гостя. Естественно, мы соблюдаем все те принципы, которые заложены в каждом музее: образовательные, просветительские ит.д. И если говорить про музейное дело сегодня, то современный музей вышел за рамки слова «музей», это культурное и образовательное пространство, которое, тем не менее, сохраняет принципы музейности, заложенные ещё в начале двадцатого века. Это и сохранение экспонатов, и их презентация, и популяризация знаний. У нашего Музея космонавтики невероятно огромные фонды. Но двигаясь во всех направлениях сразу, мы превращаемся в такое пространство, которое предлагает гораздо больше своему посетителю, чем музей предлагал несколько лет назад.

Тимур Асланов: Расскажите про эти проекты, про продвижение, что вы делаете, каким образом реализуете идеи?
Дарья Чудная: Давайте вспомним о самом важном, что произошло в нашей стране в этом году, о чемпионате мира по футболу. На этом примере я расскажу, какими инструментами мы пользуемся.

Во-первых, это планирование. Мы заранее знаем все важные события, которые будут проходить в следующем году, через год, через два года. Так было и с чемпионатом мира. Мы заранее знали, что его проведут у нас в стране, и начали анализировать ситуацию, чтобы извлечь из этого события максимальную выгоду для музея. Поговорили с коллегами, поговорили с крупными туристическими фирмами. И нам там сказали: «Лучше забудьте на время чемпионата мира про посетителей». Мы спросили: «Почему?» «Во-первых, потому что москвичи не будут в этот период ходить в музей, люди из регионов приезжать перестанут – слишком поднимутся цены, а иностранные болельщики просто не пойдут, потому что будут развлекаться по-другому. Ну, какие еще музеи для болельщиков?» Но это было только одно мнение. И мы решили двигаться собственным намеченным маршрутом.

За полгода до чемпионата мира мы начали связываться со всеми нашими знакомыми иностранными СМИ. Мы понимали, что в каждой стране будут появляться выпуски новостей, репортажи, подборки и дайджесты самых интересных мест в Москве, которые болельщикам стоит посетить. Так и получилось, что первыми в списке были Кремль, Арбат и Музей Космонавтики. Иногда в другой последовательности. Но смысл в том, что про Музей космонавтики сказали в каждом уголке земного шара! Вслед за подборками мест, которые нужно посетить в Москве, стали появляться путеводители для болельщиков. Например, Мосгортур сделал прекрасную карту мест столицы, которые стоит посетить болельщикам. И Музей космонавтики, и Домик академика С.П. Королева были на этой карте, и мне даже кажется, что они были где-то в самом центре. Поэтому пройти мимо нашего музея ни один болельщик не мог. Мы прекрасно понимали, что если всё-таки туристические агентства ошиблись, и посетители к нам придут, необходимо наладить с ними коммуникацию внутри музея. У нас персонал владеет английским языком, но на время чемпионата мы взяли волонтеров и дополнительных администраторов, которые говорили и на английском, и на испанском. Как потом оказалось, это тоже был правильный ход - нас посетило много испаноговорящих гостей, которые не понимали по-английски. А у нас были люди, которые могли говорить с ними на их родном языке, поэтому они чувствовали себя абсолютно комфортно. Вся наша коммуникация через сайт дублировалась на английском языке, а непосредственно перед чемпионатом мы проверили весь наш этикетаж и аудиогиды на соответствие произносительным нормам.

В итоге в первые пять дней чемпионата во всех СМИ вышла новость о подведении промежуточных итогов посещаемости болельщиками разных музеев. На первом месте оказался Музей космонавтики. Причем с колоссальным отрывом. Примерное соотношение было таким: 90 процентов - у Музея космонавтики, 10 процентов - у всех остальных музеев города. Что в этот момент происходило в музее? Здесь невозможно было услышать русскую речь. Было так много счастливых людей, и они говорили на английском, испанском и других языках - как будто на этот месяц весь мир оказался в нашем музее! Это было невероятно! К завершению чемпионата во всех крупных информационных агентствах писали о финальных цифрах. Первое место осталось за нашим Музеем космонавтики с 26000-ми посетителей, прошедших по FANID. На втором месте, к слову сказать, шёл музей, у которого всего около пяти тысяч – отрыв колоссальный!

Дарья Чудная в гостях у Тимура Асланова
Тимур Асланов: Да, с чемпионатом – удивительная история! Но это все-таки была исключительная ситуация…

Дарья Чудная: Еще один интересный кейс, я всегда о нём говорю, это традиционные праздники, которые мы отмечаем каждый год. С одной стороны – что может быть интересного? Нужно поздравить всех подписчиков в социальных сетях и посетителей сайта. Но просто поздравить – это не интересно - нужно сделать интересный проект. Например, наши космонавты поздравляют жителей Земли каждый раз со всеми праздниками, и с Новым годом в первую очередь. А почему же никто из жителей Земли, кроме родственников и коллег из центра управления полетами, не поздравляет космонавтов? Мы обратились к медийным личностям и попросили их поздравить космонавтов с Новым годом на камеру, смонтировали и отправили через центр управления полетами на станцию. Что это были за люди? Это была и Ирина Александровна Антонова, президент Пушкинского музея, путешественник Фёдор Конюхов, певица Диана Арбенина, поэтесса Вера Полозкова, директор нашего Музея космонавтики Наталья Артюхина - совсем разные люди. И это стало для космонавтом большим сюрпризом. А для нас проект стал прекрасным пиар-поводом – его освещали все СМИ. Но это ещё не конец истории. Космонавты, которые посмотрели это поздравление, сняли ответный ролик, прислали нам и всех поблагодарили. А так же они позвонили с орбиты нашему директору и попросили телефоны некоторых из участников этого проекта, чтобы поздравить их в Новый год и поблагодарить лично. Я даже представить не могу, как та же Ирина Александровна Антонова, празднуя в кругу семьи Новый Год, берет телефон… на экране, скорее всего, высвечивается «unknown»… она говорит «Ало, слушаю»… и в какой-то момент осознает, что ей звонят из космоса!

Тимур Асланов: Да, действительно эффектно… Поговорим о других показателях. Я понял, что есть KPIпо количеству посетителей, а какие KPIставятся перед пиар-частью?

Дарья Чудная:
Мы учреждение, которое подведомственно департаменту культуры, у нас есть госзадание. В госзадании даны определенные критерии, которые мы должны выполнять. Они касаются финансов, проведения выставок и мероприятий. По таким же показателям мы работаем внутри нашего отдела. У нас есть финансовые показатели, показатели посещаемости, показатели численности подписчиков наших социальных сетей, которые мы ежедневно наращиваем при помощи наших партнеров. Кстати, сувенирный магазин также находится в ведомости нашего отдела.

Тимур Асланов: В первую очередь интересует пиар-составляющая, конечно.

Дарья Чудная: Мы ставим себе задачи на год или несколько лет, в зависимости от наших потребностей. Например, у нас была потребность увеличить узнаваемость бренда Музея космонавтики. Делали мы это в первую очередь через визуальные коммуникации - через привязку к нашей ракете, потому что опытным путём было выяснено, что в восприятии людей мы неразрывно связаны с прекрасным монументом, который находится прямо над нами. Во все коммуникации, которые ведет музей, была включена ракета. В преддверии нового года мы столкнулись с интересным вызовом: в апреле 2018 года на ВДНХ должен был открыться в отреставрированном павильоне «Космос» - новый музейный центр «Космонавтика и авиация». Перед пиар-отделом встал вопрос, как позиционировать себя так, чтобы не слиться с новым центром в восприятии людей (честно скажу, при всех наших усилиях это периодически случается). У нашего музея были определенные преимущества: близость к метро, уровень известности... Но сохранить узнаваемость и индивидуальность было большой стратегической задачей, и до сих пор ею остается. В этом случае даже не хочется говорить слова «конкуренция» или «соперничество», потому что мы все делаем одно большое дело: рассказываем посетителям про космос, популяризируем космонавтику.
Дарья Чудная о Космосе
Тимур Асланов: А вы не сотрудничаете с пресс-службой Центра? Или в конкуренции работаете?

Дарья Чудная: Внутри нашей пресс-службы постоянно идёт обсуждение такой возможности, но тогда нам нужны совместные проекты.

Тимур Асланов: Как вы набираете сотрудников в команду? По каким критериям? Как сформировать идеальную команду?

Дарья Чудная:
Во-первых, у нас достаточно большое количество собеседований, которые проходят кандидаты. До собеседований мы просим написать мотивационные письма, потому что хотим понимать, зачем человек к нам идёт, что он хочет от этой работы. У нас несколько этапов собеседования. Это собеседования и со мной, с начальником отдела кадров, с заместителем директора и с директором. Мы должны понять, что этот человек действительно подходит под наше мировосприятие. У кандидата должно быть чувство ответственности, и, самое главное, он должен не бояться брать на себя эту ответственность. Также важна открытость, без которой невозможно работать в PR-команде. И безусловная любовь к людям, потому что с таким количеством общения, как у нас, просто невозможно не любить людей.


Тимур Асланов:Какие у вас любимые вопросы на собеседовании?

Дарья Чудная:
Если у меня есть чуть-чуть больше времени, то, конечно, я поговорю с человеком на самые разные темы: и про музеи, и про досуг, о том, как он относится к поэзии… Как почитатель творчества Марины Ивановны Цветаевой, я обязательно задам этот вопрос. Если человек не увлекается поэзией, это не сыграет важной роли, просто мне интересно, как он будет рассуждать об этом. Помню, несколько раз я спрашивала: «Любите ли вы готовить и печь?» И шутила по поводу того, что в пресс-службе любят пить чаёк с выпечкой. Это всё шутки, конечно, но отвечая на такие вопросы, человек раскрывается. Очень интересно послушать о его отношении к предыдущей работе. Мы пытаемся понять, почему люди уходят оттуда, где работали: в них ли причина, или в самом месте работы. Нам нужно понимать, насколько осознан его переход, является ли его причиной желание роста. Важно, чтобы человек не стоял на месте. В рамках ответов на общие вопросы выясняется, будет ли человек двигаться вперед. Потому что весь музей: и руководство и конкретно наша команда – мы постоянно развиваемся как в профессиональном, так и в личностном планах. У нас даже есть «культурологические четверги», когда мы вместе с командой выходим в какой-либо другой музей или в театр, или на выставку, или на лекцию. А потом делимся полученным опытом, и все время открываем для себя что-то новое. Я сегодня неоднократно говорила: если мы закроемся в нашем космическом корабле, и ничего нового не будет поступать - всё, мы остановимся.

Тимур Асланов: А как вы строите отношения с журналистами?

Дарья Чудная:
Журналисты - это тоже наши посетители. Они - особый класс наших посетителей. Мы очень открыты, но открытость не подразумевает вседозволенность. Мы всегда анализируем все входящие запросы, которые поступают в Музей космонавтики. По большей части к нам обращаются за экспертной оценкой, и это очень приятно. Потому что когда требуется прокомментировать какую-либо ситуацию, будь то сфера культуры или космонавтики, к нам обращаются как к эксперту. Мы не забываем, что мы музей, и достоверность научной информации, которую мы даём, для нас превыше всего.

Так как количество мероприятий и проектов невероятно высоко, то у нас всегда есть инфоповоды. У нас очень благодатная почва для работы - здесь ничего не нужно выдумывать, не нужно строить воздушные замки. Здесь можно брать реальные факты и просто интересно о них рассказывать людям. В том числе это и новые поступления в коллекцию музея. Вы знаете, как много интересного попадает в наши фонды! Из недавних примеров: наш научный сотрудник на аукционе литфонда нашёл письмо, написанное Фаиной Георгиевной Раневской на гибель Гагарина. Буквально через два дня после его гибели она написала своей подруге, журналистке Татьяне Тэсс. Это подлинное письмо, написанное великой актрисой о человеке, который первым оказался в космосе. Чем это не инфоповод? Две масштабнейших личности в контексте одного письма! Мы даже потом сделали выставку одного экспоната, где представили это письмо, расшифровку, конверт, представили даже обломок самолёта МиГ-15УТИ, на котором разбился Гагарин, когда готовился ко второму своему полёту. Поэтому количество инфоповодов зашкаливает, и нам приходится даже фильтровать их.


Тимур Асланов: А зарубежные инфоповоды, события в мировой космонавтике? Вы как-то привязываете к ним свои активности? Например, Илон Маск запустил кабриолет в космос. Вы как-то обыгрываете подобные вещи?

Дарья Чудная:
Чаще всего мы это делаем. Так как космос – это история вне политики. Космонавты говорят: «Когда мы смотрим на Землю из космоса, мы видим, что никаких границ нет». Мы стараемся работать в соответствии с этим принципом, поэтому мы рассказываем не только об успехах и истории нашей космонавтики, но обращаемся и к нашим коллегам из других стран. Мы проводим встречи не только с нашими космонавтами, но и с астронавтами. Вот, например, у нас была открытая встреча с Николь Стотт, астронавтом NASA, можно было задавать ей вопросы. У нас есть программа прямых трансляций всех запусков, стыковок и приземлений космических кораблей. Сейчас космонавты летают втроём. Чаще всего это один наш космонавт и два иностранных, либо два наших космонавта и представить NASAили европейского космического агентства. И все старты, стыковки с международной космической станцией мы транслируем в прямом эфире в музее, объявляя это дополнительным мероприятием. У нас всегда полные залы – людям это интересно. И это не просто трансляция, это трансляция с комментариями либо от космонавта уже летавшего, либо от эксперта нашего музея, который прекрасно понимает, что происходит на экране: почему нажали вон ту кнопку, что за звук раздался в эфире, какую команду передали из центра управления полётами. Это общая история, касающаяся не только нашей страны. Потому что космос – это про всё и для всех.

Тимур Асланов: Расскажите, как вы работаете со своей аудиторией в соцсетях? Что вы делаете, чтобы она прирастала и чтобы не уходила?

Дарья Чудная:
Мы постоянно инициируем дополнительные проекты. Как, например, новогодний с поздравлением космонавтов. В настоящее время мы к юбилеям поэтов просим космонавтов читать стихи. Причем не только тех космонавтов, что уже слетали и находятся на земле. Недавно был юбилей у Марины Ивановны Цветаевой, и несколько строчек из её стихотворения мы записали на станции. Этот проект распространяется в социальных сетях.
У нас есть чёткая градация тем и рубрик, мы стараемся не забивать эфир наших социальных сетей только публикациями о предстоящих мероприятиях, рассказываем как можно больше интересных историй и фактов нашим подписчикам, стараемся погружать людей в космонавтику через необычные проекты. Например, «Вдохновение космонавта». Раз в месяц мы публикуем подборку о любимых фильмах, книгах, музыке, театрах или музеях разных космонавтов. Потому что интересно, что вдохновляет лётчика-космонавта, Героя Советского Союза Александра Ивановича Лавейкина, какой фильм он может пересматривать бесчисленное количество раз, какая книга для него настольная. Это находит большой отклик среди наших подписчиков – так они чувствуют свою причастность. Мы постоянно проводим опросы, советуемся со своей аудиторией. Один раз мы собирали фокус-группу из подписчиков наших соцсетей, чтобы перенести наше онлайн общение в оффлайн формат. Мы собрали их в музее, и просто посоветовались с ними. Обсуждали, в какую сторону двигаться музею, интересен ли контент в наших социальный сетях, что им нравится, а что нет, что они хотели бы видеть в дальнейшем. Также мы проводим конкурсы совместно с нашими постоянными партнерами. Это могут быть конкурсы, связанные с космическим питанием, с книгами, с поездками. Жизнь наших подписчиков максимально разнообразна и интересна.
Бизнес тренер и спикер Тимур Асланов
Тимур Асланов: Блогеров привлекаете как-то? Сейчас это очень модная тема.

Дарья Чудная:
Конечно, привлекаем. Когда у нас было ещё совсем мало подписчиков в социальных сетях, мы организовали несколько кейсов, чтобы мгновенно увеличить их количество. Я расскажу об одном из них… На третий месяц существования новой пресс-службы и новых социальных сетей мы решили провести в музее фестиваль, который назывался бы «Фестиваль научных пабликов». Мы нашли как во «Вконтакте», так и на Фэйсбуке самые крупные паблики, связанные с нашей тематикой и предложили им площадку, чтобы выйти в оффлайн и поговорить со своей аудиторией. Все это транслировалось, и вся коммуникация шла через наши соцсети. Это позволяло привлекать около двух с половиной - трёх тысяч подписчиков за день. С помощью репоста в группы с большим количеством подписчиков, мы максимально быстро привлекли аудиторию. В рамках этого фестиваля мы познакомились с человеком, который в соцсетях известен как Зелёный Кот. В реальности его зовут Виталий Егоров, и это самый известный космический блогер нашей страны. У него есть очень большой паблик во «Вконтакте», а также на Фейсбуке, есть Живой Журнал. Он настоящий профессионал. Сам себя он называет космическим археологом, потому что в своё время по снимкам Марса он нашёл расположение космического аппарата Марс-3, а потом доказал свою правоту NASAи Роскосмосу. Считалось, что этот аппарат потерян где-то на поверхности Марса, но Виталий Егоров провёл исследование и доказал верность своего предположение о его местонахождении. Мы начали с ним общаться, и результатом этого общения стало появление лектория, который называется «Космос без формул». Этот лекторий до сих пор успешно функционирует и набирает полные залы. Раз в месяц мы собираем наших посетителей и обсуждаем самое интересное, что произошло в мире космонавтики. А ведущим в этом мероприятии выступает Зелёный Кот. В программу входит топ-10 новостей, из которых потом выбираем одну и разбираем детально.
Еще с одним интересным человеком мы тоже познакомились в рамках «Фестиваля научных пабликов». Его никнэйм - lozga, а зовут его Филипп Терехов. Он работает с программой Orbiter. Эта программа позволяет реконструировать полёты. И всё начиналось с того, что мы реконструировали полёт Юрия Алексеевича Гагарина, и собирали полные залы. Полет реконструируется досконально точно, и это привлекает огромную аудиторию.

Тимур Асланов: А кризисные кейсы случаются в вашей практике?

Дарья Чудная:
Случается. Наверняка эта история не осталась незамеченной: в апреле прошлого года пропала барокамера, которую собирались передать в наш музей. Она до нас ещё не доехала (находилась на охраняемой стоянке), еще не стала нашим экспонатом, не была представлена в нашем музее, но уже была связана с Музеем космонавтики, так это название в связи с ней уже прозвучало в прессе. Поэтому когда она пропала, нам стало звонить ежесекундно огромное количество журналистов с просьбами прокомментировать эту ситуацию. И наша задача заключалась в том, чтобы дать понять, что музей имеет к этому отношение, но нужно было правильно сформулировать, какое именно. Объяснить, что Музей космонавтики не может полностью взять на себя ответственность за этот объект, потому что он не был доставлен в музей. Также необходимо было дать журналистам представление о том, что это за предмет, потому что пошли слухи о том, что это была сурдокамера, сурдобарокамера и т.п.. К нам приезжали журналисты, и я рассказывала им, что это была за барокамера, и какое отношение музей имеет к её пропаже. Были журналисты, которые искали новостей поострее. Мы с ними ходили, мне кажется, часов по шесть по музею, они говорили со мной обо всём, о чем можно было, и периодически задавали скользкие такие вопросики, ответы на которые они очень хотели получить. В результате кейс с барокамерой был абсолютно правильно с точки зрения пиара подан в СМИ. Это была негативная ситуация, но мы получили большое количество положительных отзывов о музее, и все репортажи были положительными. Они были построены именно так, как мы запланировали, начиная коммуницировать с журналистами в рамках этого кейса.

Тимур Асланов:А в более серьезных ситуациях как поступаете?

Дарья Чудная: Мы не можем не откликаться на то, что происходит в мире. И на недавнюю историю с неудачным запуском космического корабля не реагировать мы не могли. Благодаря тому, что сработала система аварийного спасения и, слава богу, все космонавты остались живы, говорить о том, что это был совсем неуспешный запуск, тоже нельзя. Настолько чётко проработаны у нас эти системы, что они могут спасти жизнь космонавта на любом этапе полёта. Если вдруг происходит авария при отделении первой, второй или третьей ступени, система аварийного спасения позволит космонавтам выжить. С помощью Орбитера и Филиппа Терехова мы реконструируем момент запуска, пытаясь понять, что же пошло не так. Роскосмос сделал официальное заявление, и мы, отталкиваясь от этого заявления, и делаем эту реконструкцию. И это тоже интересно, потому что «здесь и сейчас».
Дарья Чудная о PR><meta itemprop=
Тимур Асланов: А вот ту часть работы, когда нужно донести до аудитории, что ваш музей это не про «скучно», а про сторителлинг, какими PR-инструментами вы эту задачу решаете?

Дарья Чудная:
Приведу хороший пример: к нам недавно обратились наши коллеги, организация «SecretWalls», у которой есть представительство по всему миру, в том числе и в нашей стране. Организация объединяет в себе вольных художников-граффитистов. Они к нам обратились с проектом. Когда они в первый раз пришли, они нам сказали: «Слушайте, ребята, вы такие интересные! Мы даже видели, что вы недавно сделали совместную линейку одежды с брендом «Кружок». Не каждый может себе это позволить». Нам, конечно, стало приятно, мы улыбнулись и подумали, что всё-таки идём в правильном направлении. Потому что к нам не приходят как к какой-то консервативной организации. Сейчас мы запускаем уже вторую совместную линейку с брендом «Кружок». Предыдущая была приурочена к запуску первого искусственного спутника Земли, а вторую мы сделали ко Дню рождения нашей ракеты, монумента «Покорителям космоса». И когда мы начинали общаться с этим брендом, мы прекрасно понимали, что сейчас мы сделаем эту коллекцию, и, анонсируя её, рассказывая о ней журналистам, мы привлечем совершенно новую для нас аудиторию, которая, может быть, до появления этой коллекции, воспринимала наш музей как нечто скучное. Подобными активностями, интересными коллаборациями мы показываем, что у нас всё хорошо: мы живые, мы постоянно развиваемся и говорим с вами на одном языке. С одной стороны, у нас всё свободно, мы открыты, а с другой стороны, всё это стоит на прочном фундаменте, который состоит из четкого планирования и осознанности действий. Мы ни в коем случае не бросаемся просто так в какие-то проекты. Да, мы вступаем во взаимодействие, если вдруг нам предлагают проект, но соглашаемся мы на него, только четко осознавая, что это нужно нашему музею, нашим посетителям, нам самим.

Тимур Асланов: Какие пять советов вы могли бы дать сегодня человеку, который делает первые шаги в пиаре, в профессии?

Дарья Чудная:
Хороший вопрос. Во-первых, нужно быть открытым и понимать, что ты никогда не знаешь, откуда что-то интересное может прийти. Не нужно быть категоричным, нужно очень разумно подходить ко всему и копать глубже. Потому что чаще всего, начиная копать, ты понимаешь, что это бесконечная, очень интересная история, которую можно развивать и развивать. Поэтому первое – это открытость, второе – это, наверное, понимание того, что ты несовершенен и что нет никакого предела совершенству. Потому что, как только тебе вдруг покажется, что ты достиг максимума, то всё - это провал! Дальше уже двигаться ты не будешь, будешь плавать в своей уютной лодочке по спокойному морю, а это неинтересно. Третье – коммуницировать с людьми, потому что коммуникация рождает другую коммуникацию, и то бесконечное количество связей, которое появляется, всегда полезно для пиарщика, оно обязательно сыграет важную роль в какой-то момент. Нужно быть честным, как ни странно…

Тимур Асланов:
Пиар и честность, да уж…

Дарья Чудная:
Мой личный опыт показывает, что в пиаре нужно быть честным, и через какое-то время это станет бонусом. Ну и пятое – это своей работой дарить людям тепло и любовь, и это обязательно к тебе вернется.

P.S. Дарья: «А когда наступает наш самый главный месяц в году – апрель, вы не представляете, что у нас в музее творится!»

Кстати, апрель не за горами!
Авторская программа Тимура Асланова
Made on
Tilda