Тимур Асланов: Для того, чтобы работа пиарщика была успешной, очень важно взаимопонимание с руководством. Какой, на ваш взгляд, идеальный работодатель для пиарщика?
Анастасия Писарь: Понимающий. Очень важно, чтобы тебя слышал руководитель. Руководитель не должен разбираться во всех сферах деятельности организации. У него есть заместители, которые должны доносить какую-то позицию. Бывают случаи, когда руководитель не слышит. Ему пытаются донести позицию, он говорит: «Нет, мне вообще все равно, что ты говоришь. Я хочу вот так, я решил». Вот эта ситуация плачевна.
Я считаю, что идеальный работодатель-руководитель все-таки должен уметь слушать. Не факт, что он согласится с твоей позицией, но важно, чтобы послушал и хотя бы понял, что имеется и иная точка зрения.
У моего руководителя есть фраза замечательная: «Ты скажи, если я не прав. Не факт, что я с тобой сейчас соглашусь, но ты можешь поспорить – есть у тебя такая опция».
И, разумеется, должно быть комфортно работать с человеком. Бывает, люди просто не сходятся характерами, расписанием дня, да чем угодно. Иногда случается, что просто некомфортно работать с человеком. Если некомфортно работать - не хочешь идти на работу, не хочешь что-то делать, не хочешь за какой-то проект браться – теряется рабочий азарт. А это тоже важно.
Тимур Асланов: Пиарщик может быть интровертом?
Анастасия Писарь: Думаю, что нет. Хотя у меня бывают моменты, когда уже не хочешь общаться ни с кем. Хочется побыть наедине с самим собой, в своем собственном мирке. Но я думаю, что все-таки пиарщик не интроверт. Это человек, который должен не только уметь общаться с людьми, ему должно нравится с ними общаться. Потому что, на мой взгляд, 80% деятельности пиарщика, и успех, и эффективность его работы зависят от того, как он договорится с людьми.
Во-первых, он должен уметь получать информацию, а во-вторых, качественно транслировать ее вовне. Есть журналисты, с которыми выстраиваешь отношения, и потом они сами тебе помогают писать новости. Случается даже так: «Я тебе накидала». А он отвечает: «Я сейчас сам все сделаю. Ты не переживай, не переживай».
Тимур Асланов: Это редкость.
Анастасия Писарь: Это зависит как раз от того, как ты выстроишь коммуникацию.
Тимур Асланов: Раз вы упомянули, какие есть инструменты добычи инфоповодов внутри организации, попрошу дать несколько советов пиарщикам.
Анастасия Писарь: За годы работы я поняла, что ругаться нет смысла, пугать кого-то - тоже. Очень важно договориться с руководителем, чтобы он вас правильно спозиционировал, чтобы донес важность этого направления.
«У нас концепция вот такая. Мы хотим общаться с людьми. Хотим, чтобы о нас хорошо писали. Есть человек, который готов помогать нам в этом. Мы делаем общее дело, давайте делать его хорошо! Дайте ему информацию!».
Раньше действительно бывали сложности. Иногда мне приходилось по 5 раз звонить кому-то, мне давали разную информацию. Сейчас уже дело поставлено на поток. Главное выстроить коммуникацию! Бывает даже, что человек сам забегает к тебе в кабинет на волне энтузиазма: «Смотри, что есть!»
Тимур Асланов: Это счастье пиарщика.
Анастасия Писарь: Бывали, правда, случаи, когда приходилось ругаться с кем-то. Конечно, мне из-под палки предоставляли информацию, но она была сомнительного вида. Вроде и то, что я попросила, но не совсем. Тут обижаться можно только на себя.
Поэтому важно, чтобы информацию предоставляли в том виде, в котором тебе нужно. У пиарщика и инженера, например, совершенно разные склады ума. Бывает, отвечают тебе на запрос, а ты читаешь и думаешь: «Боже, что я вообще попросила?» А это действительно ровно то, что надо, только совершенно в ином виде.
Со временем, конечно, люди притираются друг к другу. Когда уже вся линейка выстроилась, ты особые усилия не прикладываешь. Контент легко переваривается, а дальше уже можно креативить. Потому что, добыча информации – я бы сказала, сомнительный творческий процесс.
Тимур Асланов: Как подружиться с журналистами? Как сделать, чтобы не вы за них делали их работу, а они за вас вашу?
Анастасия Писарь: У меня есть журналисты, с которыми действительно дружу. Я не скажу, что у нас есть пул лояльных журналистов, но это те, для кого мы проводим неформальные встречи с руководством. Это вообще очень крутая фишка, которую еще в департаменте транспорта придумали.
Журналистам нравится встречаться не просто на пресс-конференции. Их собирают: чай, пирожки. Они задают вопросы, не все «под запись», разумеется, но именно в этот момент рождается доверие.
Возможно, это атмосфера неформальности. Важно поддерживать теплые человеческие отношения. Потому что просто так переписываться: «Привет. Вот мой запрос. Ответь». – «Привет. Держи свой запрос». Это замечательно, это хорошо, это быстро. Ты ответил и пошел дальше. Поинтересоваться у человека, как у него дела – это совсем иной уровень.
Вы начинаете общаться на какие-то темы, помимо работы. Это вас объединяет, все время находятся какие-то общие точки соприкосновения. Становится проще и комфортнее работать. Вы можете договориться, потому что вы уже не просто пресс-секретарь и журналист, вы уже знакомые, возможно, даже друзья.
Но, опять же, нельзя выстроить идеальные дружеские отношения со всеми. Я, например, общаюсь, с 6-7 журналистам, с которыми постоянно работаю. У меня есть коллеги из пресс-службы, они общаются с другими. Тут нужно понимать, насколько вы готовы, в принципе, подстраиваться под кого-то. Есть те, кому-то удобнее в Telegramполучать информацию. Окей, не вопрос. Кому-то удобнее позвонить и сказать голосом: «Ответь, пожалуйста. Вот сейчас я хочу про это». Кому-то официальное письмо интересно. Кому-то еще что-то.
Тимур Асланов: Я провожу тренинги для пиарщиков, езжу по всей стране, и в госструктурах, и в коммерческих, конференции мы проводим по PR. Вот на всех моих тренингах, на конференциях не больше 20% мужчин, остальные – девушки. PR– это женская профессия?
Анастасия Писарь: Не уверена. На самом деле, мне кажется, что PR– это творческая профессия. А там уже как пойдет. Согласна, статистика совершенно правильная. Однако есть и классные примеры пиарщиков мужского пола. Я не думаю, что есть какое-то гендерное различие. Мне кажется, само понятие гендерного различия в профессии сегодня вообще стирается. Сегодня пиарщик – это все-таки творческий человек, в первую очередь. А какого он пола, это уже не важно.
Тимур Асланов: В любой профессии есть своя профессиональная деформация. Профессия оказывает влияние на человека. У пиарщиков тоже. Вы у себя какие черты замечаете профессиональной деформации?
Анастасия Писарь: У меня больше деформации, наверное, не столько пиарщика, сколько транспортника. Вот это вообще катастрофа. Я сама себя ловлю на мысли: «Стоп! Хватит, ты пришла в гости, все, закрыли тему!» Но! Ты-то закрыла для себя эту тему, а люди вокруг – нет!
Недавно на дне рождения подруги случилась такая история… Там половина компании для меня неизвестна, новые люди. Была там одна моя знакомая, она работает в «Яндекс.Такси», я работаю, соответственно, в ЦОДД. Все познакомились, вышли на улицу, стоим, и тут начинается просто вечер вопросов.
- Слушай, Насть, тут вопрос есть.
- Можно я вот прямо сейчас сразу дам ТОП самых популярных вопросов, которые мне сейчас задают люди? На 99% твой вопрос сейчас попадет туда.
-Ну, давай!
- Окей, ты, наверное, хочешь спросить: «А плачу ли я штрафы?»
- Как ты узнала? Можно ТОП дальше не продолжать.
- Да, если кто хочет знать, я плачу штрафы. Я стараюсь не нарушать, но если они приходят, я их плачу.
И то же самое с девушкой из «Яндекс.Такси».
- Слушай, Ань, тогда ладно, с ней все понятно, давай тебе вопрос зададим.
- А можно такую же методику? Ты, наверное хочешь узнать, ездила ли я бесплатно на «Яндекс.Такси»?
- Все, понятно, я пойду…
То есть люди сами уже тебя втягивают в ту самую историю, от которой ты, вроде, пытаешься отвлечься, абстрагироваться.
Тимур Асланов: Какие пять советов вы могли бы дать человеку, который сегодня делает первые шаги в карьере пиарщика?
Анастасия Писарь: Бежать! Первый! Бежать! Ладно, окей, серьезно. Первый вопрос, который стоит себе задать: готов ли ты стать пиарщиком? Потому что, если ты ступил на эту тропу, ты должен идти до конца, ты должен постоянно жить в каком-то драйве, и у тебя постоянно должны быть какие-то идеи. PRнужно посвящать всю свою жизнь и все свое свободное время. Нужно задаться вопросом: готовы ли вы уделять столько времени работе? Потому что это, в первую очередь, работа, а потом это уже, наверное, образ жизни. Поэтому если вы готовы, то да, можно дальше продолжать. А второй пункт тогда – бежать, если не вдруг готовы.
Совет. Нужно обязательно заранее какие-то границы для себя обозначить. Потому что когда вы только погружаетесь в профессию, вы этого даже не замечаете. Но потом в какой-то момент понимаешь, что ты полностью в своей работе, в этом своем мире варишься и что за ним у тебя, возможно, уже ничего и нет.
Это огромная проблема. Когда ты начинаешь это осознавать, это уже плохо для тебя как для человека, для развития личности, семьи и так далее. Поэтому необходимо сразу для себя какие-то границы провести, возможно, какие-то правила установить. Например, я прихожу домой и убираю телефон, и мое руководство знает, что с 6 вечера я недоступен до следующего утра (правда, это не про нашу профессию!). И не важно, что произойдет. То есть должны быть какие-то границы или временные рамки именно для себя.
Третье, наверное, уже сразу задуматься о команде. Потому что команда – это основа. Должны быть люди, с которыми вы готовы работать. Причем, не важно, собираетесь вы занять пост руководителя, либо вы собираетесь быть просто сотрудником пресс-службы, PR-отдела, всегда важно сойтись с людьми. Это очень сложно, когда идет какое-то давление, но если у вас есть общее видение и общее понимание процесса и вы сходитесь как люди - это круто! Нужно найти свою команду, ну, или создать.
Дальше четвертое. Четвертое – развивать личные качества, все время пытаться узнавать что-то новое. Мир не стоит на месте, все меняется, появляются новые технологии. Поэтому нужно всегда пытаться быть впереди и обязательно следить за последними тенденциями: различные курсы, тренинги.
И пятое, последнее – нужно научиться любить себя и свою работу. Тогда будет вообще все замечательно, и все пойдет. Если вам нравится то, чем вы занимаетесь, это к первому пункту и ко второму, если вы еще не убежали, то дело пойдет хорошо.
И шестое, бонусное – умение воспринимать критику. Это очень сложно, подчас болезненно, но конструктивная критика идет на благо развитию личности. Это очень важно.